Довольно много клиентов начинают разговор о подборе авто с нами со слов “OM656 ненадежный, его не хочу” или “я читал отзывы владельцев Мерседес, мотор г-но, не хочу”. При этом мы регулярно осматриваем эти дизельные рядные OM656 из под такси с пробегами под 500 тысяч километров. Где же правда и насколько проблемный этот OM656 2.9 дизель, спросит читатель. В этой статье мы, на фоне уже достаточной статистики, разберемся что там у него с надежностью и как выбрать себе Мерседес GLS400d.
Для начала немного вернемся в прошлое и вспомним, что на 166 поколении GLS/GLE и даже GLE coupe стоял совсем другой дизель, а именно V-образный 3.0 литра (не 2.9) OM642. Этот мотор считается надежным, хотя бы потому, что в разных модификациях он ставится на мерседесы более 10 лет и большая часть косяков на нем была вылечена. К чему это все, на новом 167-ом кузове этого старого мотора нет! Вместо него установлен новый рядный 6и цилиндровый OM656, который никакого отношения к старому мотору не имеет совсем. Ну разве, что оба дизелем заправляются.
Теперь когда мы окончательно разобрались с наименованиями — перейдем к деталям относительно нового двигателя. OM656 на самом деле появился в большом количестве еще в 2017 году на рестайле W222 S klasse и новом кузове Mercedes CLS C257 в 2018. Первое его появление на S классе вызвало такой же эффект как с новыми дизелями CVMD у Audi, люди считали что раз двигатель дизельный то проблем не будет, чиповали, гоняли как на треке, обслуживали как попало и нарывались на проблемы.
Первая проблема, с которой столкнулись еще в 2018 году это неожиданно большой расход масла двигателя Мерседес на некоторых автомобилях. Нужно подчеркнуть, что это была не поголовная проблема, а примерно 1 машина из 10-15 штук. Доходило до нереалистичных случаев, когда между ТО (10 тыс км) владельцы доливали литр масла по 10-15 раз и отказывались оплачивать замену масла на ТО. Для людей, купивших новый авто это был абсолютный шок, особенно ввиду полного непонимания проблемы дилером на тот момент и отсутствия каких либо сведений на эту тему.
Спустя время проблема была обнаружена и “частично устранена”. Масло улетало через турбины и решением проблем была замена модуля турбин, однако далеко не все владельцы поменяли модули. На момент написания статьи (2025 г) мерседесы с большим расходом (более 5 литров между ТО) почти не попадаются, но экземпляров с расходом масла меньшего масштаба не мало. Стоит как минимум проверять расход масла через имеющийся инструмент в виде журнала событий PTCU.
Тем, кто не знаком с новыми двигателями Мерседес могут захотеть уже на этом моменте сделать сморщенное лицо и закрыть статью с ремаркой “ну и не очень то хотелось”, но это будет неверным шагом.
Если почитать всякие отзывы владельцев Мерседес GLS и S класса, то может сложиться впечатление, что моторы крайне плохие, однако есть существенное количество автомобилей уже доехавших до 250-300 тысяч пробега без особых проблем, более того есть мерседес maybach из под такси с пробегами 500+ с родным мотором. В чем же дело или кому в таком случае верить. Все как всегда, те у кого нет проблем — ничего не пишут в отзывах владельцев и катаются, а те у кого что-то случилось — кричат на все форумы и жалуются. Добавляем сюда типичные форумные преувеличения, пересказывания с искажением и получаем то что имеем.
Случаев, когда расход масла был действительно большим, в отношении к количеству проданных GLS400d/GLE350d и прочих S400d сравнительно небольшой. Те, кто обращался в рамках гарантии с такой проблемой по первоначалу вовсе получали новый двигатель и только потом, с локализацией проблемы самим Мерседесом — замену модуля турбин, но нам с вами, как любителям покупки б/у мерседесов это не сильно важно, потому как мерседес по сути сделал инструмент позволяющий понять — есть ли большой расход масла или его нет.
В любом Мерседес GLS/GLE X167/W167/C167 есть журнал событий PTCU, в котором автоматически отмечается каждое сообщение о необходимости доливки масла. Журнал этот мало кому известен, поэтому мы практически никогда не сталкивались с его очисткой, а в случае если его все же почистили перед продажей — это будет легко увидеть. Записи о необходимости доливки масла при правильной интерпретации позволят сформировать картину масштаба расхода масла. Если расход не превышает 1-2 литра на 15 тыс то при отсутствии прочих существенных проблем автомобиль можно рассматривать к покупке. Найти 2.9 дизель на новых GLS совсем без расхода масла также возможно, но в первую очередь это относится к GEN2 моторам, т.е. ко второму поколению.
В любом Мерседес GLS/GLE X167/W167/C167 есть журнал событий PTCU, в котором автоматически отмечается каждое сообщение о необходимости доливки масла. Журнал этот мало кому известен, поэтому мы практически никогда не сталкивались с его очисткой, а в случае если его все же почистили перед продажей — это будет легко увидеть. Записи о необходимости доливки масла при правильной интерпретации позволят сформировать картину масштаба расхода масла. Если расход не превышает 1-2 литра на 15 тыс то при отсутствии прочих существенных проблем автомобиль можно рассматривать к покупке. Найти 2.9 дизель на новых GLS совсем без расхода масла также возможно, но в первую очередь это относится к GEN2 моторам, т.е. ко второму поколению.
Касательно расхода масла на Om656 нужно понимать, что у него есть две составляющие. Первая составляющая это брак, который был причиной большого расхода масла и устранялось это заменой, а вот вторая составляющая это регулярные высокие обороты двигателя и самой турбины как следствие. В результате второй составляющей бывает расход масла до 1.5 литров на 10 тыс, но это скорее экстремальный пример.
В заключение про расход масла на GLS400d Om656 нужно сказать следующее — нет смысла бояться этот мотор по этой причине, т.к. вне рамок заводского брака эти моторы под таксистами живут крайне долго без особых ремонтов с редкими доливками масла.
Кстати при прочих равных, старые V образные моторы от 166 кузова (OM642) также могут иметь умеренный расход масла при излишне агрессивной езде, но поскольку это довольно редкое событие — об этом мало кто знает и мало кто говорит. Также напомним, что автомобили с OM654 (2.0 дизель) имеют все те же проблемы что и Om656 ввиду модульности и общей базовой конструкции
Если погуглить по фразе “Мерседес OM656 попадание антифриза в вакуумную систему” то можно узнать, что у этого рядного дизеля вакуумный насос устроен как тандемный с масляным и при попадании существенного количества антифриза в вакуумную систему может потребоваться замена этого тандемного насоса, что не делается без снятия двигателя. Однако, эту проблему в целом можно не бояться совсем, т.к. ее довольно просто проверить. Если в вакуумном контуре довольно много антифриза то сразу после холодного запуска двигателя будут отсутствовать…. Тормоза. Приехали смотреть машину перед покупкой — завели и сразу же понажимали на тормоза, если усилие на педали есть то скорее всего все нормально.
“Скорее всего нормально” — словосочетание показывающее, что полностью исключить попадание антифриза в систему можно только сняв клапан управления помпой и оценить визуально, что как правило до покупки сделать никто не даст. Выход из этой ситуации только один — не покупать автомобили где есть первичные признаки проблем с вакуумной системой или есть следы антифриза на клапане помпы. Ну или искать авто где клапан на момент продажи уже заглушен.
Как уже могли понять выше, решение проблемы на уже купленной машине — физическое отключение клапана. Обычно клапан просто снимается и в патрубок вкручивают саморез подходящего размера. Если для вас такое решение проблемы не лаконичное, то имейте ввиду, что даже официалы впоследствии пришли к этому варианту, хотя изначально эту потенциальную проблему пытались решить перепрошивкой блока двс.
Данная проблема довольно редкая, встречается примерно в 1 из 10-15 автомобилей, однако отсутствие минимальных целевых проверок может привести к покупке автомобиля с толстым ценником на ремонт двигателя. Также нужно отметить, что поскольку Om656 и OM654 являются по сути одним и тем же, то и проблемы у них абсолютно идентичные.
Это третий тип проблем, которые часто попадаются при диагностике Мерседес GLS. Лучше всего этот посторонний звук можно описать как бубнеж басов при работе двигателя. Несмотря на довольно ярко выраженную природу шума мы сталкиваемся с тем, что многие даже неплохо разбирающиеся автолюбители не понимают о чем речь, и только при демонстрации видео без шума понимают в чем проблема.
Рокера рядного дизеля изнашиваются и просаживаются, в результате при работе появляется дополнительная степень свободы по вертикали и появляется нештатный звук при работе. Для определения необходимости замены рокеров вскрывать двигатель совсем не обязательно, достаточно послушать его работу во всем диапазоне температур. Начальный износ как правило проявляется только при прогреве и при прогретом двс пропадает. Существенный износ слышно всегда.
Решение проблемы — снятие клапанной крышки, распредвалов и установка ревизионных рокеров с пружинами. В случаях серьезного износа могут быть повреждены распредвалы и/или постели распредвалов, поэтому как минимум не стоит покупать авто с громкими звуками характерными для изношенных прыгающих рокеров.
Довольно часто к нам обращаются за диагностикой уже купленного автомобиля по причине того, что “поторопились купили, а теперь не можем разобраться почему авто не едет”. Симптоматика как правило простая — авто плохо разгоняется, т.е. не едет как положено. Чаще всего при поездке в сервис приговаривают турбины, потому что наддув по датчикам не увеличивается как надо, но как правило замена турбины на такую же б/у не приводит к результату. (ремонт этих турбин на момент написания статьи невозможен).
Как вы уже могли догадаться проблема вовсе не в турбине. Дело в том, что у Om654 и Om656 система наддува управляется вакуумом и у турбин есть несколько вакуумных клапанов через которые регулируется их работа. В случае, если вакуумный ресивер забит жидкостью, например маслом или антифризом, вакуумная система не функционирует как положено и разгона не происходит, т.к. управление турбинами происходит некорректно, если вообще происходит. Решение такой проблемы это снятие вакуумного ресивера и всей вакуумной трассы, ее полная продувка и частичная замена.
Несмотря на то, что у моторов в этом кузове есть проблемы, количество автомобилей которые их имеют не такое большое, это во-первых. Во-вторых, есть большое количество автомобилей которые уже проехали 300+ тыс километров (преимущественно S класс W222 рестайлинг и некоторое количество W223) и не имели никаких серьезных проблем. Это значит, что если вы хотите купить такой авто, то нет смысла от него отказываться, но есть смысл заморочиться с выбором экземпляра у которого не будет типовой симптоматики вышеописанных проблем. Купив GLS или GLE X167 в хорошем техническом состоянии, вы сможете довольно длительно его эксплуатировать без особых вопросов к содержимому под капотом.
Для начала определимся с тем, как считать ресурс. Нужно сказать, что цепь — это не ремень грм, и никакого регламента замены цепи нет (и не нужно). Цепи грм как и на любом другом цепном двигателе меняются после появления шумов слабого натяжения цепи при старте холодного двигателя. До появления шумов смысл менять цепь абсолютно никакого. Средний пробег Мерседесов с ОМ656 при появлении цепного шума — 250-300 тыс км при условии нормальной эксплуатации.
Топливные форсунки на GLE350/400d (OM656) как ни странно имеют очень высокий ресурс — порядка 250-300 тыс км, также как и цепи. Однако, нужно понимать, что ресурс форсунок и их износ редко имеют корреляцию, т.к. Износ форсунок в нашей практике чаще всего происходит не из-за длительного использования автомобиля, а из-за неудачных заправок грязным топливом и/или заливки присадок непонятного качества. С заменой форсунок на 656 моторах мы еще не сталкивались, хотя и видели двигатели с большими коррекциями.
Если форсунки можно проверить через компьютер с помощью просмотра актуальных коррекций по каждому цилиндру, то оценить износ цепи можно только тестами на холодный и горячий запуск и никак более. Нет никаких параметров с градусами распредвалов и аналогичного шарлатанства, только слушать ушами в правильных условиях.
Честно говоря и с форсунками также есть много нюансов, например, смотреть коррекции нужно на прогретом двигателе, т.к. при непрогретом двс особенно зимой на коррекции могут сильно влиять температурный режим или густота топлива. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда клиенту до нас смотрели авто в сервисе и приговорили форсунки (без снятия), при этом фактически к ним не было существенных претензий. Кроме того, иногда попадаются автомобили, где коррекции форсунок “зависли” и не показывают никаких критичных значений, при этом если прогреть двигатель и сделать тест на дымность — перелив очевиден. Сброс коррекции и перепрописывание форсунок приводит к оживлению алгоритма коррекций и после этого цифры по каждой форсунке совсем другие.
Начнем с того, что обе версии 350d и 400d имеют одинаковые турбины и отличаются только прошивки/топливные карты. Случаев поломок именно турбин за исключением заводского брака или неисправности вакуумной системы управления крайне мало. Чаще всего мы находим стучащие поршнями/вкладышами двигатели, но к турбинам при этом нет никаких претензий. Безусловно мы сталкивались с ситуациями где очевидно прошлый владелец был Михаэль Шумахер или Ники Лауда и состояние турбин оставляло желать лучшего, но как правило в таких экземплярах было убитое практически все остальное в большей степени.
Мы неоднократно смотрели экземпляры с очень большими пробегами и турбины там были последнее к чему хотелось придраться, поэтому на вопрос о ресурсе турбин можно сказать, что он такой же или больше чем у поршневой двс. Конечно это не отменяет необходимости проверять типовые проблемы свойственные для всех турбин, например звон крыльчатки на высоких оборотах, отсутствие наддува или рваный/недостаточный наддув при разгоне на прогретом двигателе.
В любом диапазоне бюджета и пробегов на этот вопрос безусловно ответ да, с поправкой, что такую покупку нельзя совершать вслепую. В первую очередь необходимо проверять двигатель и трансмиссию на предмет типовых болезней ОМ656, чтобы после покупки не снимать мотор для разбора и дефектовки вакуумной трассы или замены распредвалов с постелями. ОМ656 это мотор, который при должном отношении провезет вас полмиллиона километров до кап ремонта или даже больше, но если вы купите замученный экземпляр с пробегом до 100 то можете не доехать и до 200 тысяч.
Есть два концептуальных подхода к диагностике: первый — это разбор агрегатов для оценки состояния внутри, а второй — это создание условий для проявления износа. Мы в Лаборатории диагностики занимаемся именно вторым типом диагностики, потому что автомобили до покупки разбирать вам никто не даст. Нам хорошо известна специфика всех Мерседесов и мы знаем как что должно звучать и как работать.
Сейчас продается довольно много автомобилей Мерседес привезенных в 2022/2023 годах и они как правило стоят дешевле тех, что были официально проданы в России до 2022 года. Вы должны понимать, что почти никогда ничего просто так не бывает дешевле. Ранние привозы автомобилей из европы практически поголовно были сильно крученные, т.е. на приборной панели 100 тыс, фактически 230 тыс км и это трехлетнее авто. Ситуация абсолютно такая же как в 2007-2009 годах, когда также везли все попало из ренталов, турецких автосалонов и так далее.
Вторая часть автомобилей, у которых по евро базам пробег сходится с тем что заявлено как правило битые. И только третья небольшая часть из этого пирога являются вполне нормальными автомобилями. Чисто по нашим наблюдениям эта часть не более 15-20% от предложений по привозным автомобилям.
Добавляем в это уравнение новую тенденцию повторного начисления утиль сбора (за автомобили ввезенные в 2022/2023 годах!) и получается крайне сомнительная затея с непонятными шансами и невозможностью что-либо проверить кроме актуальности ЭПТС, который к слову далеко не всегда действующий у автомобиля стоящего на учете.
Нет, мы не хотим сказать, что привозные машины нельзя покупать или все что привозят исключительно плохое. Наша позиция в этом вопросе простая — все что привозилось без конкретного покупателя под свободную продажу было с заложенной большой маржой на случай плохой продажи. Только варианты, которые были заказаны под покупку в Европе или Корее, и были привезены конкретному покупателю, который их оплатил до выкупа там — являются наименее рисковыми автомобилями. Однако вышеописанная категория врядли будет продаваться в ближайшее время.
Как определять пробег на европейских Мерседесах мы уже описывали здесь